Русское изразцовое искусство в буквальном смысле имеет глубокие корни: некоторые плитки, найденные при раскопках на территории древнерусского государства, относятся к X-XI веку. Что немаловажно, старорязанские и владимирские изразцы (эти земли относятся к Владимиро-Суздальским землям) были полихромными, а для их покрытия использовались прозрачные глазури.
Уже в это время изразцы делались с использованием изображений мифических существ и разного рода элементами оформления, позаимствованными в Византии. Стены храмов Суздали, Владимира и других городов этого периода украшали стилизованные изображения грифонов, Китоврасов и сирен. Итак, что же обозначают наиболее распространенные изображения мифических существ, украшающие изразцы этого исторического отрезка:
- Кентавры. Полулюди-полукони. Персонажи греческих мифов. В славянских былинах и сказаниях этот образ был заменен на Китоврасов;
- Грифоны. Гигантские птицы с телом льва и орлиной головой. Символизируют грозных стражей;
- Сирины. Девы-птицы, чей божественный голос зачаровывал человека. В отличие от греческих прототипов – сирен являлись божественными существами и были наделены даром предсказания будущего;
- Гамаюны. Мифические девы-птицы, предвестницы грядущего счастья;
- Берегини. Русалки из древних славянских сказаний;
- Соколы. Символ чести, благородства, света, свободы и победы. У древних славян также символизировали собой силу и смелость;
- Соловьи. Вестники счастья и любви, реже – светлой грусти;
- Птицы. Символы тревожных людских душ;
- Полканы (псеглавцы). Символизировали собой иноверцев;
- Львы. Оберегали от зла, выступали защитниками и хранителями.
Таким образом, изображения на изразцах этого исторического отрезка языческие. Этот факт делает еще более удивительным и интересным органичный симбиоз в архитектуре храмов изображений христианских святых и символов языческих славянских верований.